Музыка

      

           Учебник "Музыка" 3 класс

ССЫЛКА

           Рабочая тетрадь по музыке. 3 класс

ССЫЛКА

26.04.2021 г. Разучиваем новую песню.
Песня «День Победы» Автор Л. Некрасова
Наши мамы, папы, бабушки и деды
Чтят Великий праздник День Победы.
Он приходит весь в цветах, со слезами на глазах,
С благодарной памятью в сердцах. (2 раза)

За Победу бились воины пехоты,
Шли в атаку танки, самолеты.
И пришла она в цветах, со слезами на глазах,
С благодарной памятью в сердцах. (2 раза)

 Проигрыш.

Долго воевали и друзей теряли,
День Победы всё же очень ждали.
И пришёл он весь в цветах, со слезами на глазах,
С благодарной памятью в сердцах. (2 раза)
 
День Победы в мае мы, конечно, знаем.
И войны героев вспоминаем.
Этот день всегда в цветах, со слезами на глазах,
С благодарной памятью в сердцах. (2 раза) 



12.04.2021 г.  Разучиваем новую песню
Музыка О. Петкуна   Слова  О. Хацкевич  "Очень интересно".
1 куплет
Сколько звёздочек на небе? Дайте быстренько ответ.
Сколько зёрен в булке хлеба? Знает кто-то или нет?
Сколько дырочек на сыре? Сколько в космосе планет?
Сколько лет твоей квартире? Знает кто-то или нет?
припев:
Просто очень интересно
"Почему и для чего?"
Всё своё имеет место
Так давно. Просто очень,
Просто очень интересно!
2 куплет
Сколько пуговок на платье? Сколько маме с папой лет?
Сколько стран на нашей карте? Знает кто-то или нет?
"Мне на месте не сидится", - папа с мамой говорят.
Просто я хочу учиться и считаю всё подряд.
припев повторяется
Поём под музыку   ССЫЛКА

05.04.2021 г.

Тема: Музыкальная форма. Вариации.
Что такое вариации?
Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми словами  невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений. Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но
рассказывали ее друг и сестра по-разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Вариация означает изменение.
«Откуда на улице взялся тигр?» - придумать свои варианты ответа на вопрос.
«Два кота» - придумать вариации литературные.
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Это литературный вариант.
Попробуйте изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. Что может получиться?
А сейчас попробуйте  изменить  действия котов.
Например:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.
Просмотрите предложенный видеоматериал.      ССЫЛКА
Вывод: что же такое вариации?
 29.03.2021 г. Тема: «Формы музыкального построения»  

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что вы видите на картинке?

Скажите, все предметы имеют одинаковую форму?

Перечислите формы предметов. Затрудняетесь?

 Хорошо, я приглашаю вас, поучаствовать в эксперименте. Эксперимент заключается в следующем: необходимо с помощью кубиков построить домики.

Обратите внимание, одинаковые ли домики вы построили? Нет. Есть одноэтажные, есть двухэтажные домики, значит форма у домиков одинаковая или разная?

-А как называют людей, придумывающих, проектирующих различные дома?

(Архитекторы)

А можно ли сравнить композитора с архитектором?

Затрудняетесь с ответом, тогда давайте послушаем песни и сравним их, как сравнивали домики.

Французская народная песня «Пастушья песня»   ССЫЛКА

Музыка В. Рубашевского, слова В.Степанова «Подарок дождя»  ССЫЛКА

-Что вы скажете по итогам прослушивания?                                                                              Замечательно, а теперь обратите внимание, что  «Пастушья песня» у нас похожа на одноэтажный домик, значит сколько частей? (Одна).

А вот «Подарок дождя» имеет запев и припев, это нам напоминает два этажа в домике, поэтому мы определяем в этой песне сколько частей? (Две).

Какой же мы сделаем вывод?

Композитор, как и архитектор, музыке придает форму, только это форма музыкальная. Она может быть двухчастная и одночастная.

Я  предлагаю вам следующее. Каждый, пожалуйста, заготовьте разноцветные карточки, с помощью которых вы будете строить свои домики. 

Вот только количество «этажей» или частей нам подскажут музыкальные произведения, которые мы с вами будем сейчас слушать. Итак, приготовились слушать внимательно и  стройте во время  прослушивания  свои «домики», определяя форму звучащих музыкальных произведений.)

Слушание музыки:

«Песня Сольвейг» Э. Грига   ССЫЛКА   

 «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского   ССЫЛКА

«Марширующие поросята» Б.Берлина    ССЫЛКА

А теперь ребята, давайте сделаем вывод. Скажите, в одночастных произведениях сколько присутствовало образов? Верно, один.

А в двухчастных? Два. Что из этого следует?

В произведениях двухчастной формы –  два образа, а в одночастной  – один. Как архитектор планирует дом, строит его, так композитор придает своим произведениям одночастную или двухчастную форму в зависимости от образов, которые живут в его музыке.

Молодцы, ребята. А теперь внимание! А сейчас приготовьте новые цветные карточки. Обратите внимание, на двух карточках изобразите  цветок, а на третьей – речку.  Наша с вами задача прослушать музыкальное произведение и так расположить карточки, чтобы они соответствовали услышанной музыке.

Слушание музыки.

«Подснежник» П.И.Чайковского    ССЫЛКА

- Сколько частей получилось у вас?

Замечательно, три. А как мы назовем такую музыкальную форму, в которой три части?

-Трехчастная. Молодцы ребята.

Давайте с вами послушаем еще одно музыкальное произведение и определим количество частей в нем.

Слушание музыки:

О.Тевторадзе «Цирковые лошадки»   ССЫЛКА

Сколько частей по-вашему в этом произведении? Верно, три. Как называется такое музыкальное построение?

-Трехчастная музыкальная форма.

Итог урока.

Ребята, мы с вами сегодня совершили увлекательное путешествие в мир музыки и звуков. Узнали много нового, почувствовали себя «архитекторами», научились не просто слушать музыку, а анализировать ее, определять количество частей в музыкальных произведениях, познакомились с различными музыкальными построениями.

- Какие формы построения музыки вы узнали сегодня на уроке?


15.03.2021 г.

Тема: Музыкальная

форма «рондо» в музыке.

 Ход урока

Распевка «Горошина» - певческая установка, звуковедение.

 


Тема сегодняшнего урока «Музыкальная форма: рондо». 

Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить на уроке? 

Выяснить, что значит форма рондо.

Научиться определять форму рондо в музыке.

Узнать, как записывать форму рондо.

Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений в форме рондо, и ответить на важный вопрос нам поможет сказка.

Посмотрите, пожалуйста на картинки. Какая сказка здесь изображена?

Давайте вспомним содержание сказки Колобок.

А теперь посмотрите последовательную схему этой сказки.

Есть ли повторяющиеся сцены? (катится колобок)

А что меняется постоянно? (Колобок встречает нового зверя)

Все события словно идут по кругу.

Круг в переводе на французский язык – означает РОНДО.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

По-французски «круг» - «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.

В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве.

И так, «рондо» – это такая музыкальная форма, где главная тема РЕФРЕН повторяется несколько раз (не менее трех раз), а между её повторами звучат новые фрагменты ЭПИЗОДЫ.

Колобок в сказке - это РЕФРЕН.

Звери – это ЭПИЗОДЫ.

Музыку в форме рондо создавали многие композиторы.

И сегодня вы прослушаете «Рондо-марш» выдающегося советского композитора и педагога Д. Б. Кабалевского, который писал очень много музыки для детей.

Ребята, а что такое марш? (музыка с четким ритмом, под которую шагают)

Внимательно послушайте музыку и определите:

Какое настроение выражает музыка?

Сколько раз повторяется главная тема?

Попробуйте с помощью движений выразить характер и темп музыки.

Слушание «Рондо-марш» Д.Б. Кабалевского


Какой инструмент звучал? (фортепиано)
Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное)
Сколько раз повторялась первая часть? (три)

«Рондо-марш», как и сказка про колобка, построен в форме круга.
Буквами форму рондо записывают по схеме А В С А (в зависимости от количества частей). Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.
 Итог урока.
С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? (Кабалевский)
Какую пьесу Д.Б. Кабалевского слушали? (Рондо–марш)
К какой форме музыки она относится? (рондо)
Как в музыке определить, что это форма рондо? (повторяется одинаковая мелодия, остальные меняются)
Какими буквами записывается форма рондо?
Все задачи, поставленные в начале урока, мы выполнили.

01.03.2021 г.

Тема: Лад.

Как называется ряд звуков от одного до другого с тем же названием? (Гамма)

Послушайте как звучит гамма на фортепиано и спойте.


Прослушайте два разнохарактерных музыкальных фрагмента В. Салманова «Утро в лесу» и «Вечер». Давайте сравним их. Какое настроение в этих музыкальных отрывках: одинаковое или разное? Какой темп?

 "Утро в лесу" ССЫЛКА

"Вечер" ССЫЛКА

Вы указали на различную окраску настроения каждого произведения.

Рассмотрите иллюстрации картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и

И. Левитана «Вечерний звон».

Опишите настроение этих картин и сравните с музыкальными фрагментами.

Вы обратили внимание на то, что характер одного фрагмента светлый, весёлый, а другого- грустный, мягкий, нежный. Это зависит от того, в каком музыкальном ладу написана та или иная музыка. Сейчас мы с вами поговорим о понятии «музыкальный лад». В музыке существует два лада. А какие, вы ответите сами, когда прослушаете сказку.

                                                             Сказка про Мажор и Минор

Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу.

«Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники.

О каких ладах говорилось в сказке? (Мажор, минор).

Повторите эти термины.

А что такое «лад»?

Лад- это настроение в музыке.

Повторите.

                                                         Виды лада: мажор и минор

Лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор. Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки. Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.
Принято считать, что если мажорное настроение- музыка звучит весело, бодро, ярко… Если минорное настроение- музыка грустная, таинственная, мягкая.

Постановка проблемы: «Зачем нужны разные лады»? (Чтоб передать разное настроение в музыке, сделать музыку красочнее и разнообразнее).

Выбор лада зависит от содержания произведения.

Давайте проверим, можете ли вы на слух определить, какой музыкальный лад звучит в музыке.

Игра «Узнай лад».



20.02.2021 г.

Тема урока: «Интервалы и трезвучия»

                                                                          

Чтобы настроиться на работу, я предлагаю нам выполнить несколько упражнений, которые помогут нам быть внимательными на этом и на последующих уроках.

Поиграем. На раз - поднимаем правую руку вверх, на два - поднимает левую ногу, на три - опускаем руку, на четыре - опускаем ногу. Кому не понятно, как выполнять?

Тогда начинаем. Отлично!

Мы с вами немного поиграли, а теперь, глубоко вздохнём и улыбнёмся.

 Что изображено? Как это называется?



Верно, это нотный стан. Сколько в нем линеечек должно быть? Как мы считаем линейки?

Верно, снизу вверх. Чтобы начать писать ноты на нотном стане, что сначала нужно?

Нужен скрипичный ключ.



А какие ноты есть? Где они пишутся?
Есть ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. А пишутся они под линеечкой, на линеечке и между линеечками. А где же пишется нота до?

Верно. Нота ДО пишется на добавочной линейке, которая находится под нотным станом. Какая нота пишется на второй линеечке? (СОЛЬ)
А под первой линеечкой, какая нота? (РЕ)

Ребята, а кто-нибудь из вас что такое «интервал»?  А кто-нибудь знает что такое «трезвучие» и как его изображать на нотном стане?

Исходя из этого, как вы думаете, какую тему мы будем с вами изучать? Попробуйте сформулировать. Тема сегодняшнего урока «Интервалы и трезвучия».

А какие задачи мы можем перед собой поставить?

Мы знаем, что такое интервал и трезвучие? Значит, как сформулируем задачу? (Узнать, что такое интервал и трезвучие)

А мы знаем, чем отличаются интервалы и трезвучия? Значит, как сформулируем задачу? (научиться отличать интервалы от трезвучий)

А мы умеем определять на нотном стане интервал и трезвучие? Значит, как сформулируем задачу? (Узнать, как располагаются интервалы и трезвучия на нотном стане).

Ребята, давайте подумаем что же такое интервал.

Интервалы – это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов. Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке . Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние – интервал. – Попробуйте продолжить дальше, что еще может являться интервалом? (деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена – это интервал между уроками, а каникулы – интервал между четвертями).

Интервал – это расстояние . А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками. В интервале  звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это звуки, взятые вместе или последовательно. Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов.

1) интервал — это расстояние между двумя звуками;
2) интервал – это звуки, взятые вместе или последовательно.



Хорошо, с интервалами мы определились. А что же такое трезвучие? Какие 2 ключевых слова вы слышите в слове «трезвучие»? (три звука) Трезвучие – это сочетание трех звуков, расположенные через 1 звук, которые звучат одновременно.

 Как мы можем отличить интервал от трезвучия? (когда в мелодии звучит сразу несколько инструментов одновременно, то это трезвучие, а если один инструмент, то это интервал).

 Ребята, а как можно изобразить трезвучие на нотном стане? Кто как думает?

Трезвучие записывается через одну нотку, друг над другом.

 Давайте изобразим первое трезвучие от нотки ДО с дополнительной линии.

 Нотку РЕ пропускаем, следующую ноту МИ пишем над нотой ДО на 1 линии. Далее опять пропускаем ноту ФА и следующую ноту СОЛЬ пишем над нотой МИ на 2 линии. Именно так, изображается трезвучие.

 А сейчас попробуйте самостоятельно записать трезвучие так же через одну, начиная с ноты РЕ.

(начинаем писать ноту РЕ под 1 линией нотного стана, ноту МИ пропускаем а следующую ноту ФА пишем над нотой РЕ под между 1 и 2 линией, следующую ноту СОЛЬ пропускаем, ноту ЛЯ пишем над нотой ФА между 2 и 3 линии).

 А сейчас запишите трезвучие начиная от ноты МИ. (начинаем писать ноту МИ с 1 линии, ноту ФА пропускаем, ноту СОЛЬ пишем на 2 линии над нотой МИ, далее опять пропускаем ноту ЛЯ, нотку СИ записываем на 3 линии над нотной СОЛЬ).

 Давайте проверим, что у вас получилось.

А сейчас запишите трезвучие с ноты ФА. (пишем ноту ФА между 1 и 2 линией, пропускаем ноту СОЛЬ, ноту ЛЯ пишем между 2 и 3 линией над нотой ФА, пропускаем ноту СИ, пишем ноту ДО между 3 и 4 линией над нотой ЛЯ)

Запишите трезвучие с ноты СОЛЬ. (пишем ноту СОЛЬ на 2 линии, ноту ЛЯ пропускаем, ноту СИ записываем на 3 линии над нотой СОЛЬ, следующую ноту ДО пропускаем, ноту РЕ записываем на 4 линии над нотой СИ.)

 Запишите трезвучие с ноты ЛЯ. (начинаем писать ноту ЛЯ между 2 и 3 линией, ноту СИ пропускаем, ноту До записываем между 3 и 4 линией над нотой ЛЯ, ноту РЕ пропускаем, ноту МИ пишем между 5 и 4 линией над нотой ДО).

 И последнее трезвучие с нотой СИ. (начинаем писать ноту СИ на 3 линии, ноту ДО пропускаем, ноту РЕ пишем на 4 линии над нотой СИ, ноту МИ пропускаем, ноту Фа пишем на 5 линии над нотой РЕ)

 

Вспомните, как мы можем отличить интервал от трезвучия? (когда в мелодии звучит сразу несколько инструментов одновременно то это трезвучие, а если один инструмент то это интервал)

Хорошо, а сейчас мы с вами послушаем 2 произведения. Вы слушаете и думаете, что мы слышим в этом произведении интервал или трезвучие, или и интервал и трезвучие.

- Готовы слушать? Тогда начинаем.

 

ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ Модест Петрович Мусоргский

«Прогулка»   ССЫЛКА

 Ребята, что вы услышали в данном произведении? Интервал или трезвучие, или и интервал и трезвучие? (здесь слышится и интервал и трезвучие)

Давайте еще раз послушаем произведение и вы скажете, где услышали интервал, а где трезвучие.

 

ПОВТОРНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

 

А сейчас мы прослушаем произведение Людвига Ван Бетховена «К Элизе». 

Вы так же внимательно слушаете и думаете, что слышно в данном произведении.

ССЫЛКА

 Ребята, что вы услышали в данном произведении? Интервал или трезвучие, или и интервал и трезвучие? (в данном произведении очень ярко слышны интервалы).

 А кто запомнил, что такое интервал и трезвучие?


15.02.2021 г.

Тема урока: «Музыкальный звукоряд или музыкальная азбука»
                                                                              Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хотела бы начать с вопроса: «Знаете ли вы, что такое мелодия?»
Мелодия – слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня»). А что такое человеческая речь? Из чего состоит человеческая речь?
Как человеческая речь состоит из сопряженных (подходящих) по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков.
Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность. Что мы используем для составления слов? Из чего состоят слова? Что нужно знать, чтобы записать слова? А чтобы записать мелодию, что нужно знать?
Ноты. Музыкальную азбуку! И наш сегодняшний урок так и называется «Музыкальная азбука».
Кто знает, сколько всего нот? 
Вот вам подсказка. Сколько цветов у радуги?
Правильно!
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
Только кто же без подсказок
Эти ноты разберет?
Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот. Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана. Может кто-нибудь из вас знает, как он называется и для чего нужен?
Скрипичный ключ

Этот ключик не простой!

Расскажу я вам какой!
Я сначала нарисую
Закорючку вот такую,
Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь.
Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.
Вот и вышел ключ отличный,
А зовется он скрипичный.
И второе имя есть,
Напишу его я здесь: ключ соль.
Нотный стан

Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд.
Встали нотки дружно в ряд
Получился звукоряд.




Скажите, ребята: «Звукоряд – это мелодия?» 
Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте придумаем слова, где встречаются эти слоги – ноты. 
До – дом
Ре – репка
Ми – мишка
Фа – фара
Соль – соль
Ля – лягушка
Си – синица

Эти слова придумала я. А теперь вы придумайте.
Молодцы! Хорошо поработали. Ребята, а вы сказки любите?
Послушайте, какая сказка у меня есть. Задание: услышать слова, в которых есть названия нот. .
Жил да был петух на свете.
До чего хорош был Петя!
Утром солнце лишь проснется,
Петя мигом встрепенется,
Песню звонкую споет
И гулять на луг идет.
Мимо дома, мимо сада,
Мимо сломанной ограды,
Погуляет и вернется,
За свои дела возьмется.
Приведет в порядок дом,
Печь затопит, а потом
Сходит Петя в огород.
Там фасоль, горох сорвет,
Да накосит колосков – 
Вот уж завтрак и готов.
Чистый фартучек наденет,
На столе он скатерть сменит,
Соль поставит, угощенья.
Ай да Петя! Загляденье!
Тут друзья в окно стучат.
- Заходите, я вам рад.
Вокально-хоровая работа.
А сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.
Распевка "Песенка Совы" 



Учимся петь Гамму до мажор.



Учитель: Сегодня я приготовила для вас песню, которая называется «7 подружек». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой песенке?  Правильно, о нотах. Познакомьтесь со слова этой песенки.
Разучивание песенки «7 подружек»
1.Семь подружек голосистых,

Семь звоночков серебристых

Дружно, весело живут,

Звонко песенки поют.

Припев: До-ре-ми-ре-до,

Фа-фа-соль-ре-ми,

До-ре-ми-ре-до,

Ля-ля-ля-си-до.

2.Домик наш открыт всем детям,

Заходите – мы вас встретим.

Тайны музыки расскажем,

В мир волшебный путь покажем.

3.Если будете стараться

 И усердно заниматься,

То терпение и труд

Вас к успеху приведут.

Вы заметили, какой необычный припев в этой песне?
Самое интересное в нем то, что ноты, которые здесь называются, действительно звучат в этот момент.

После разучивания песенки попробуйте её спеть. ССЫЛКА
Итог урока.
Какие новые термины (слова) вы сегодня узнали? 
Сколько всего нот?
Домашнее задание будет следующее: придумать слова «с нотами», запомнить звукоряд, разучить песенку «7 подружек». 


08.02.2021 г.
Тема: "Богородице Дево, радуйся!"
Задание: Сравнение музыки С. Рахманинова и картины Васнецова "Богоматерь с младенцем". Знакомство с иконами, молитвами, тропарем Владимирской иконе Божьей Матери. 
Слушание: С. Рахманинов "Богородице Дево, радуйся!" ССЫЛКА 
                     Тропарь  Владимирской иконе ССЫЛКА                                    






 01.02.2021 г.

Тема: Творческий путь И. С. Баха.         

             На уроке мы узнаем о творческом пути И.С. Баха, научимся понимать его музыку, сможем отличать разные по жанру, настроению и тональности произведения.

             И.С. Бах – один из самых известных композиторов XVIII века. «Он не ручей – он океан», – так сказал про Баха другой знаменитый немецкий композитор – Л. В. Бетховен. Дело в том, что фамилия Бах переводится на русский язык как «ручей».

Родился Бах в 1685 году в Германии, в городе Эйзенах. До сих там сохранился дом, в котором жила семья Баха, сейчас там располагается музей.


Дом-музей Баха в городе Эйзенах

Почти все предки Баха были музыкантами, поэтому в некоторых областях Германии фамилия Бах стала синонимом слова «музыкант».

Позже у самого Иоганна Себастьяна тоже была большая семья, поэтому он был вынужден много работать: сочинять музыку, играть в церкви на органе, выступать с концертами во дворцах знатных вельмож, давать уроки музыки.

         
                                                           Семья И.С. Баха

Бах играл на многих музыкальных инструментах, таких как клавесин, скрипка, флейта, но особое место в его творчестве занимал орган.


Инструменты, на которых играл И.С. Бах

Орган – грандиозный по размеру музыкальный инструмент. У него, как правило, несколько мануалов – клавиатур для рук и педаль – клавиатура для ног. Место, где сидит органист, исполняя произведения, называется кафедрой.

 



Орган Кафедра органа

Орган занимал огромное место в творчестве Баха, он сочинил для этого инструмента более трехсот произведений. Одним из самых известных сочинений Баха для органа является Токката и фуга ре минор. Это сочинение отличается мощностью звучания и сложностью мелодических линий.

И. С. Бах Токката и фуга ре минор    ССЫЛКА

Токката, наравне с фантазией, – импровизационный органный жанр, не имеющий четких рамок и представляющий большую свободу для композитора.

Вы обратили внимание, что произведение называется Токката ре минор. Мы уже познакомились с понятием токката. Ре минор обозначает тональность произведения. Тональность может быть мажорной (веселой) или минорной (грустной).

Нота РЕ – первая ступень, тоника, главная нота, царица тональности Ре минор.

Так как у И.С. Баха была большая семья, он сочинял так же маленькие и несложные пьесы для обучения детей, многие из них сохранились в нотной тетради жены Баха – Анны Магдалены.

И.С. Бах писал много очень серьезной и порой драматичной музыки, но он не был лишен чувства юмора. У него даже есть произведение, которое так и называется – «Шутка». Ведущая роль в этом сочинении отдана флейте, инструменту, обладающему легким и воздушным голосом.

И.С. Бах – один из первых композиторов, чью музыку стали называть классической, то есть образцовой. Много веков люди всего мира наслаждаются этой музыкой, ищут в ней ответы на волнующие их вопросы. Красота классической музыки, её чарующие мелодии покоряют сердца слушателей.

 Глоссарий по теме

Клавесин – старинный струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепиано.

Токката – наравне с фантазией, импровизационный органный жанр, не имеющий четких рамок и представляющий большую свободу для композитора.

Импровизация – произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Тональность – высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор)

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самые распространенные лады — это мажор и минор.

Менуэт – старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах.

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Кафедра органа – пульт со всеми необходимыми для органиста средствами управления инструментом.

Мануал (в данном случае) – клавиатура органа для рук.

Педаль (в данном случае) – клавиатура органа для ног.

Сюита – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности.

Партита – разновидность сюиты или концертная сюита.


25.01.2021 г.

Тема:  Жанры инструментального концерта.

 Сегодня мы отправляемся в путешествие в необычное место. Здесь всегда праздник. Здесь можно найти новых друзей. Здесь можно услышать новую музыку и узнать много интересного. Конечно, это концертный зал.

- Ребята, а вы любите соревноваться?

- А в чем можно соревноваться? (в спорте, в литературе, в знаниях…)

- Возможно ли соревноваться в музыке?

- Кто с кем могут соревноваться? (музыканты исполнители)

- В какой форме проходят эти состязания? (концерт)

- А могут соревноваться между собой инструменты, а не исполнители в своём мастерстве? 

. Попробуем разобраться вместе.

 Решение проблемы.

-Музыка, которая сейчас прозвучит, вам, скорее всего, незнакома. Постарайтесь слушать внимательно, чтобы поделиться своими впечатлениями.

Первая часть Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского

ССЫЛКА

- Понравилась ли вам музыка?

- Какие чувства вы испытывали?

- Какие инструменты звучали?

- Мы можем сказать, что фортепиано и оркестр спорили, соревновались в своих высказываниях?

- Почему? (они будто ведут спор, беседу).

Мы можем сказать, что они как бы соревнуются между собой?

Этот музыкальный жанр называется концерт.

Концерт – музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента  (флейты, арфы, трубы, виолончели, фортепиано и т. д.)

- Первые концерты появились в Италии в 18 веке. Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Классический концерт обязательно состоит из 3 частей. Один из самых известных инструментальных концертов - это Первый Концерт П.И.Чайковского, фрагмент которого мы с вами слушали.

Закрепление.

- Что такое инструментальный концерт?

- Какой инструментальный концерт известен пианистам всего мира?

- Как называется солирующий инструмент в этом концерте?

- Сколько частей в концерте?

 Вокально-хоровая работа.

-Ребята, а какой музыкальный инструмент у нас всегда с собой? (голос)

Этот инструмент у нас сегодня ещё не звучал.

Но прежде чем мы с вами начнём петь, нам надо разогреть наш голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие. Для этого сначала встанем правильно - свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты.

Вдох через нос – коротко и шумно, выдох через рот, бесшумно;

Дыхательная гимнастика

А) Упражнение «Повороты головы»: вдох справа, вдох слева, выдох прямо.

Б) Упражнение «Вверх, вниз»: «лицом к потолку» - вдох, прямо – выдох, «лицом к полу» - вдох, прямо – выдох.

В) Упражнение «Кошка»: лёгкие пружинистые движения + повороты то влево, то вправо + «сбрасывание» движение рук + шумный вдох.

Артикуляционная гимнастика:

«Щёчки пожевали», «укольчики», «зубки почистили», «губки и язык покусали», Губы вытянули и круговыми движениями вправо и влево.

Давайте разучим «Песенку о звукоряде» из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса

До-Наш дом,наш милый дом

Ре-Ребячья болтовня

Ми-Микстура перед сном

Фа-Фантазия моя

Соль-В солонке на столе

Ля-Лягушки под кустом

Си-Сигнал на корабле

Что ведет обратно в Дом.

До,ре,ми,фа,соль,ля,си ,до.

Ноты в звуки превратим

Мы споем любой мотив.

Припев:

До-Наш дом,наш милый дом

Ре-Ребячья болтовня

Ми-Микстура перед сном

Фа-Фантазия моя

Соль-В солонке на столе

Ля-Лягушки под кустом

Си-Сигнал на корабле

Что ведет обратно в Дом.

 

-Давайте исполним её со словами.   ССЫЛКА

- Есть ли что-то общее между исполненной нами песней и музыкой П.И. Чайковского, которая звучала сегодня на уроке?

-Действительно, учительница поет одна, ребята повторяют то же самое вместе, как бы соревнуются. Какой жанр музыки вспомнили? (концерт)

 Подведение итогов.

- С творчеством, какого композитора мы познакомились на уроке?

- Как называется жанр музыки, в котором написана музыка П. И. Чайковского?


18.01.2021 г.

Тема: Симфонический оркестр. Высота и тембр звука музыкальных инструментов.

1.    Повторить материал о симфоническом оркестре и музыкальных инструментах.

ССЫЛКА

2.    Выразительные возможности музыкальных инструментов на примере сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Задание: прослушать отрывки как при помощи музыкальных инструментов композитор показал действия.

          М. П. Мусоргский «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки»

ССЫЛКА

          М. П. Мусоргский «Ссора детей после игры» из сюиты «Картинки с выставки»

ССЫЛКА

    3.   Работа по теме урока.

          Высота и тембр звука.  ССЫЛКА

4.    Игра-викторина «Угадай музыкальный инструмент». ССЫЛКА

5.    Музыкальные загадки «Музыкальные инструменты». ССЫЛКА


11.01.2021 г. Тема: «Симфонический оркестр».

Цель: повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

                                                                          Ход урока
 Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать?

Предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие в музыкальную страну, где мы узнаем много интересного.

 А отправимся мы в путешествие на воздушном шаре. Согласны? Рассаживайтесь по удобнее. Все готовы? Тогда в путь! 

 Музыка Э. Грига «Утро». ССЫЛКА

Уплывает земля из-под ног,
Открываются дальние дали.
И на детских лицах восторг:
Мы летим на воздушном шаре!

Чтобы наше путешествие сложилось удачно нужно дать нашему воздушному шару и нашему уроку название. А сделать вы сможете с помощью моей загадки:

Инструментов много в нем:
Манят струнные смычком,
Это - флейты, а соседи –
Группа труб из красной меди.
Есть в нем группа из альтов, 
Арфы перебор –
К выступленью он готов.
Браво, дирижер! (Оркестр)

 И так как же мы с вами назовём наш урок?
Если у нас не просто урок, а урок путешествие, значит тема урока: «Путешествие в симфонический оркестр». Вот мы с вами и прибыли в музыкальную страну. Когда мы летели на воздушном шаре, вы слышали мелодию, это произведение Эдварда  Грига «Утро» её исполнял симфонический оркестр.

ЭДВАРД ХАГЕРУП ГРИГ  15 ИЮНЯ 1843 — 4 СЕНТЯБРЯ 1907) — НОРВЕЖСКИЙ КОМПОЗИТОР ПЕРИОДА РОМАНТИЗМА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПИАНИСТ, ДИРИЖЁР.

 В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу,  Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Таким образом пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

Григ начал сочинять множество музыкальных произведений,и одно из них под названием  «УТРО» или «С ДОБРЫМ УТРОМ» мы только что прослушали.

УТРО-  это светлый гимн природе, полный радости, ликования. Яркий D-dur, быстрый темп, четко ритмованное, близкое к танцу, энергичное движение, единая для всей песни мелодическая линия, устремленная к вершине и венчающаяся кульминацией, — все эти простые и яркие музыкальные средства дополнены тонкими выразительными деталями: нарядные «вибрато», «украшения» мелодии, словно звенящей в воздухе («лес звенит, шмель жужжит»); вариантный повтор части мелодии («встало солнце») в ином, тонально более ярком звучании; короткие мелодические взлеты с остановкой на мажорной терции, все усиливающиеся в звучании; яркая «фанфара» в фортепианном заключении. 

 Вот мы сегодня это и узнаем, Какие инструменты исполняют это произведение.  чТО ЖЕ ТАКОЕ ПО ВАШЕМУ сИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР?

Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр. Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену. Но почему же оркестр не начинает играть? А чтобы это нам узнать нам нужно отгадать загадку.

Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это...(дирижер.)

 Как вы думаете: а без дирижера оркестр сможет играть красивые композиции? 

Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

Игра «Поиграем в дирижёра и оркестр».

 А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. 
В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.
Давайте еще раз  послушаем, как звучит симфонический оркестр?

Повторное прослушивание произведения Эдварда Грига  «Утро».

 В симфоническом оркестре много инструментов.И настроение ,и характер произведения также они передают .

Инструментов знаем много музыкальных,
Голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: "Как быть?"
И решили всех по группам разделить,
Чтоб не путались в оркестре никогда
И садились сразу на свои места.

Сегодня я вам расскажу, из каких групп состоит симфонический оркестр.

 Давайте посмотрим, какие в этой стране проживают семейства?

1. Струнно – смычковые (СкрипкаАльтВиолончельКонтрабас)
2. Духовые медные(
КларнетФаготТрубаТромбонТуба
3. Духовые деревянные(
Валторна,ФлейтаГобой, )
4. Ударные.



1 семья: струнно-смычковые инструменты.

А вот здесь проживает самая многочисленная группа,к ним-то мы и отправимся в гости. Во главе этого семейства стоит самая огромная по количеству и изящная из всех струнных инструментов, красавица дочка – cкрипка. У скрипки много родственников. Давайте познакомимся с ее двоюродным братом. Его зовут Альт. Он очень похож на скрипку, но больше по размеру.

В семье струнно-смычковых инструментов есть виолончель, её можно назвать мамой скрипки и альта. Она больше размером, играют на ней сидя. У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет.В симфоническом оркестре также существует контрабас. Он занимает самую заднюю позицию струнно – смычковых инструментов. 

2 семья: духовые деревянные инструменты.  

Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. 
 Одни из них прямые и сравнительно короткие. Одни изготовляются из дерева. 
 Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.
3 семья: медные духовые инструменты современного симфонического оркестра.

Тромбон переводится с итальянского языка как труба. Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Высота звука тромбона может регулироваться кулисой или вентилями, специальными приспособлениями на трубе.

Туба называется «басом». Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Он издает самый низкий звук из всех духовых инструментов в оркестре.

Валторна - его звук был слышен более чем за 14 верст вокруг. Этот музыкальный инструмент можно назвать одним из самых первых, которые начал использовать человек. На Руси труба была известна с глубокой древности. В летописи записи о трубе датированы 10 веком. Трубы применяли для управления войском, в княжеских охотах, в языческих праздниках и обрядах.

4 семья: ударные инструменты.

 В течение многих веков складывалась группа ударных инструментов - самая неустойчивая по составу, но и самая разнообразная в современном симфоническом оркестре. 
- Сейчас в нее входят литавры, большой и малый барабаны, тарелки.Кроме них встречаются бубен или тамбурин, гонг, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон.

- Только некоторые среди этих очень разных инструментов обладают звуками определенной высоты.
Так же существует группа одиночных инструментов: арфа, орган, рояль.

Подведение итогов

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться обратно. А вот и воздушный шар, отправляемся в путь. Рассаживайтесь поудобнее.
С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?

Какие инструменты бывают в симфоническом оркестре? Я сейчас проверю вас  с помощью загадок :

1. Вот такая вот красотка,

 Струны есть у ней.

Для души поёт, старается.

 А как называется?

2. Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят.
 3. Музыкант смычок берёт,
 К инструменту он идёт.
 Назовём мы как сейчас
 В оркестровой яме бас?
4. Я стою на трёх ногах,
 Ноги в чёрных сапогах.
 Зубы белые, педаль. Как зовут меня?

Отгадки: 1) скрипка; 2) трубы; 3) контрабас; 4) рояль.

Молодцы! Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.

Домашнее задание: на половинке альбомного листа нарисовать музыкальный  инструмент, который запомнился или понравился вам больше всего и подписать, к какой "семье" он относится. 


28.12.2020 г.

ТЕМА: Народный хор. Военный хор. Церковный хор.

                                                             НАРОДНЫЙ ХОР.

Народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия. Прослушать. Народный хор "Крыница" - рнп "Зимушка-зима".

                                                       

                                                                                                                                                                 ВОЕННЫЙ ХОР.

Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова


Ансамбль создавали культработник Ф. Н. Данилович, режиссёр П. И. Ильин и хормейстер А. В. Александров. Основным организатором и первым музыкальным руководителем ансамбля стал профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского, впоследствии народный артист СССР, композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946); он возглавлял ансамбль на протяжении 18 лет. 12 октября 1928 года состоялось первое выступление ансамбля в Центральном доме Красной Армии. Коллектив насчитывал 12 человек: 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Выступление прошло с большим успехом — и после него решение о создании ансамбля было окончательно утверждено. 12 октября 1928 года принято считать днём рождения военного творческого коллектива.В июле 1946 года Ансамблю было присвоено имя его основателя — Александра Васильевича Александрова.С 1998 года — Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений. Это песни советских, российских и зарубежных авторов, народные песни и танцы, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой рок- и поп- музыки. Большие потери понёс коллектив 25 декабря 2016 года, когда во время катастрофы самолёта Ту-154 погибло 64 артиста ансамбля (около половины творческого состава). 27 декабря 2016 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил о необходимости восстановления коллектива в кратчайшие сроки. Первый большой сольный концерт восстановленный коллектив представил московской публике 12 марта 2017 года в Доме музыки, а зарубежный концертный тур начался в апреле с выступления в Турции3 апреля 2017 года новый художественный руководитель ансамбля полковник Геннадий Ксенафонтович Саченюк. 

Прослушать. 

                                              Певчий (церковный хор)

Пе́вчий, или певе́ц (греч. ψάλτηςлат. cantor) — в христианстве  степень низшего клирика, основная задача которого — петь на клиросе в хоре во время общественного богослужения христианские гимнымолитвы и псалмы.


Певчие составляют церковный хор, который находится на клиросе. В больших храмах во время богослужения — два хора: левый и правый, что позволяет петь антифонно. Старший певчий, который руководит хором, называется — головщик или регент; певец, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор носит название — канонарх

Прослушать.


21.12.2020 г.

ТЕМА: Академический хор

 Хор поёт в нескольких манерах: академической, народной, эстрадно-джазовой. Хор, поющий в академической манере называется академическим хором. Классический, или академический, способ пения отличается от эстрадной или джазовой техники. Основа академического пения – это традиции исполнения XVI века. Используется академический вокал и в академическом хоре, и в опере, и в капелле, даже некоторые эстрадные певцы пользуются этим методом.

Академический вокал отличается в плане звукообразования и расположении артикуляционных форм. Исполнители поют на лёгком зевке, образуя во рту купол, приподнимая мягкое нёбо и округляя гласные. Вокалисты добиваются усиления звука за счёт дыхательного давления в резонаторы. Нижняя челюсть и корень языка опускается, небная завеса растягивается. Так получается громкий, яркий звук.

При академическом пении не используют микрофон для усиления звука. Контроль над голосом помогает озвучивать помещение, не вступая в конфронтацию с оркестром и не сливаясь с ним. 

Академический вокал отличается техникой от народного. В народной песне главное – передача слов, ясность и выразительность текста. Поэтому вокалисты народного хора уделяют много внимания дикции, звонкости речи и яркости произношения. В народной манере пения используют в качестве резонаторов полость рта, твёрдое нёбо, грудь и зубы. Звук получается прямолинейным. Грудной, микстовый и головные резонаторы используются певцами-академистами. Они легко переходят из одного в другой, что даёт свободу выбора произведений.

Академическому хору подвластны и народные композиции, и оперные вещи, и пение в стиле капеллы. Пение A capella – это исполнение без музыкального сопровождения. Пение A capella – высший этап в развитии хора, в котором он проявляет полную самостоятельность и завершенность.

Академическое пение сложное, певцы работают над собой продолжительное время, чтобы научиться исполнять в академической манере. Поэтому редко встречается детский академический хор. Репертуар детских хоров – это народные песни, на которых подрастающее поколение учится петь. Академический хор делится на мужской, женский или смешанный, по величине – камерный, средний и большой. Благодаря чистоте и силе звука, академическим хором создаётся мощнейшая энергетика, привлекающая слушателя. Пение в хоре с академической манерой исполнения требует терпения и музыкальных навыков. Зато по мощности звука и эмоциональному напряжению звучанию академического хора нет равных.

Прослушать песню в исполнении Большого детского хора п/у В. Попова


Разучиваем песню «Вместе весело шагать по просторам»

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка — будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз 
берёзка, два берёзка — будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Поём песню 


14.12.2020 г.

Тема урока: Хоровые коллективы и их виды.

Типы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

·         смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;

·         хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;

·         мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

·         женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

·         детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

·         академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;

·         народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

·         вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;

·         камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;

·         средние хоры — от 40 до 60-70 участников;

·         большие хоры — от 70 до 120 участников;

·         сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), некоммерческие, церковные и учебные хоры.


Прослушайте русскую народную песню "Ой, по-над Волгою" в исполнении детского хора.




Повторить песню "Зимушка-зима"

07.12.2020 г.

 Тема урока:  «Хоровая музыка»

Цель урока: Раскрыть понятие жанра хоровой музыки.

                                                             Ход урока

Сегодня мы с вами рассмотрим новую тему, которая называется «Хоровая музыка».

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое хоровая музыка?

ХОРОВА́Я МУ́ЗЫКА — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная  для исполнения хором.

Хор (др.-греч. χορός толпа) —

музыкальный коллектив, состоящий из певцов (хористов, артистов хора);

совместное звучание человеческих голосов.

- А вы знаете кто руководит хором?

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella.  Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

Хоровая музыка появилась очень давно, ещё  в те времена, когда древние люди возле костра пели хором свои незатейливые и, наверное, совсем не рифмованные стихи.

Хоровую музыку писали и использовали многие известные композиторы, такие как Бах, Моцарт, Бетховен,  Глинка, Мусоргский и многие другие.

Хор – это сообщество людей, которые не просто вместе поют, они должны объединить свои души в едином порыве, чтобы создать по-настоящему прекрасную музыку.

Одна из особенностей хора в том, что он доступен каждому, общее пение позволяет скрыть недостатки голоса и усилить его достоинства. Однако каждый хорист должен чувствовать соседа и хормейстера, должен не только слышать музыку, но и чувствовать ее в себе, чтобы своим голосом наиболее полно отобразить ее и вплести его в общую гармонию.

Виды хоровой музыки:

народный хор

академический хор

камерный хор

хор в опере

детский хор

церковный хор

Жанры хоровой музыки:

песня

хоровая миниатюра

хор крупной формы

обработка, переложение

кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, месса, реквием и др.)

самостоятельный хоровой номер или сцена  в опере

Народная хоровая музыка выросла из народной песни.

Её темы, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, об их жизни и работе. В народной хоровой музыке главное – стремление людей к единению, поэтому её отличают особая мощь и слаженность.

Многие народы до сих пор сохранили свою хоровую культуру – Германия, Прибалтика, Скандинавия.

В России народные хоры тоже ещё есть, например, казачьи хоры, но их становится всё меньше.

Когда люди научились строить храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, в церкви отражалась вся жизнь народа, его праздники, свадьбы, крещения, поминки умерших.

Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру - серьёзная, возвышенная, философская музыка.

Виды церковной музыки:

Католическая

Православная

Протестанская

Хор в опере  используется для того, чтобы подчеркнуть значительность момента, его торжественность, а также чтобы отобразить участие в опере народа.

В русской музыке  это такие хоры,  как хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.Глинки,  хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь" А.Бородина,  хоры из опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского.

Во всех этих хорах участвует большое количество народа, музыка их очень яркая, торжественная, потому что речь в ней идёт о важных событиях в жизни народа.

Но хоровая музыка в опере может быть разной: весёлой, шутливой, плясовой, лирической – в зависимости от того, чем занят народ в хоровых сценах.

Давайте послушаем пример Хор «Солнцу красному слава» из оперы "Князь Игорь" А. Бородина.

ССЫЛКА

А теперь скажите мне пожалуйста, что же такое хоровая музыка?

Кто руководит хором?

Какие виды хоров бывают?

Какие жанры хоровой музыки вы запомнили?

Какие виды церковной музыки вы узнали?

 Итог урока.

Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

Скажите, какую тему мы сегодня с вами раскрыли?

Так, что же такое хоровая музыка? Какие виды и жанры хоровой музыки вы запомнили?

На этом наш урок подошел к концу. До свидания!

 ____________________________________________________________________

30.11.2020 г.

Тема: Разучивание песни "Зимушка-зима"

Слова и музыка прилагаются по ссылке

ССЫЛКА 

________________________________________________________________________

23.11.2020 г.

Тема: Музыка в народных обрядах и традициях. Опера Римского-Корсакова "Снегурочка".

Учебник стр. 64-67 (изучить самостоятельно, устно)

Прослушать: отрывок из оперы "Снегурочка" "Прощай, масленица!"

ССЫЛКА

________________________________________________________________________


16.11.2020 г.

Тема: Былина о Добрыне Никитиче. Опера-былина "Садко" Н. Римского-Корсакова.

Учебник стр. 57-61 (устно)

Прослушать: Былина "Добрыня Никитич и Алеша Попович" (фрагмент)

ССЫЛКА

Прослушать: Н. Римский-Корсаков "Садко"

ССЫЛКА

Прослушать: Песня Садко с хором "Высота ль, высота".

ССЫЛКА

Повторить песню "Золотая осень".

___________________________________________________________________________________

09. 11.2020 г.

Тема: Знакомство с оперой "Иван Сусанин". Хор "Славься!". Ария Сусанина. Понятие "эпилог".

Учебник стр. 18-21

Прослушать: Хор "Славься!"

ССЫЛКА

Прослушать: Арию Сусанина.

ССЫЛКА

                                  Разучиваем песню "Золотая осень".

                                                       1 куплет

Осень топает по крышам: топ-топ-топ.

Осень шлёпает по лужам: шлёп-шлёп-шлёп.

Осень листьями шуршит: ш-ш-ш-ш-ш.

Осень ветерком кричит: у-у-у-у-у.

                                                       Припев:

Ах, осень, осень, золотая осень!

Мы тебя все в гости просим.

Ах, осень, осень, осень золотая!

Мы тебя все приглашаем в гости.

                                                     2 куплет.

Осень капает дождями: кап-кап-кап.

Пахнет спелым урожаем: ах-ах-ах.

Осень листьями танцует: тра-та-та, тра-та-та.

Осень красками рисует: красота.

                                              Припев повторяется.

А теперь поём песню все вместе.


 

_________________________________________________________________________

02.11.2020 г.


                                       

              ИСТОРИЯ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.

ССЫЛКА

        Задание. Учебник стр. 16-17

                         Рабочая тетрадь стр.8-9

                         Прослушать ССЫЛКА

2 комментария:

  1. Значит у Вас не всё в порядке с соцсетью ВКонтакте. У меня открывается. Работайте без тетради.

    ОтветитьУдалить